Á Структурные элементы
учебного занятия
Технологическая карта (ТК) — новый вид методической продукции,
обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС II поколения.
Обучение с использованием ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Обучение с использованием ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
|
Цель этапа
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
|||
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
||||
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|||
1. Постановка учебных задач
|
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной
задачи
|
Организовывает погружение в проблему, создает
ситуацию разрыва.
|
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют
проблему.
|
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника
высказывания
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
2. Совместное исследование проблемы.
|
Поиск решения учебной задачи.
|
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует
выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
|
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
|
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
|
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
|
3. Моделирование
|
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого
объекта.
|
Организует учебное взаимодействие учеников (группы)
и следующее обсуждение составленных моделей.
|
Фиксируют в графические модели и буквенной форме
выделенные связи и отношения.
|
Воспринимают ответы обучающихся
|
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу.
|
4. Конструирование нового способа действия.
|
Построение ориентированной основы нового способа действия.
|
Организует учебное исследование для выделения понятия.
|
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия
или формируют понятия.
|
Участвуют в обсуждении содержания материала
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
|
5. Переход к этапу решения частных задач.
|
Первичный контроль за правильностью выполнения
способа действия.
|
Диагностическая работа (на входе), оценивает
выполнение каждой операции.
|
Осуществляют работу по выполнению отдельных
операций.
|
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
|
Осуществляют самоконтроль
|
6. Применение общего способа действия для решения
частных задач.
|
Коррекция отработки способа.
|
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную
коррекционную работу.
|
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
|
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для
регуляции своего действия
|
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый
контроль по результату
|
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
|
Контроль.
|
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной
работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
|
Выполняют работу, анализируют, контролируют и
оценивают результат.
|
Рефлексия своих действий
|
Осуществляют пошаговый контроль по результату
|
Методическая
подструктура урока
|
Признаки
решения
дидактических
задач
|
|||||
Дидактическая
структура
урока
|
Методы
обучения
|
Форма
деятельности
|
Методические
приемы и их
содержание
|
Средства
обучения
|
Способы
организации
деятельности
|
|
I Организация класса
|
словесный, мотивации учебной деятельности
|
Чтение стихотворения учащимся, беседа
|
Игровой прием
|
Образные представления
|
фронтальный
|
Активация знаний о глаголе как части речи
|
II Актуализация знаний
1)
Чистописание
2) Орфографическая минутка
|
наглядный
наглядный,
словесный,
познавательный
|
Самостоятельная
работа в тетради
Просмотр
слайда, беседа, самостоятельная работа
|
Игровой
прием: составь слово
Прием
решения орфографических задач при списывании пословиц
|
Рабочая
тетрадь, ручка, доска
Мультимедийная
презентация, тетрадь, ручка
|
Фронтальный
фронтальный
|
Мотивация
учебной деятельности
Активация
грамматических понятий о глаголе, правил о безударных гласных
|
III Сообщение темы урока
1) Постановка проблемы
2) Поиск решения. Организация
наблюдения за глаголами.
3) Открытие нового
4) Обобщение
|
проблемный
|
Наблюдение, дискуссия
|
Приемы создания проблемной ситуации и ее решения
|
Мультимедийная презентация
|
фронтальный
|
Целевая установка
|
IV Работа над новым материалом
1) Работа над текстом
определения
2) Работа с глаголами неопределенной формы в тетради на печатной
основе
А) Распознавание глаголов неопределенной формы
Б) Образование от инфинитива прошедшего времени глаголов
3) Физминутка
4) Дифференцированное задание и творческое задание в паре
5) Тест по теме: «Неопределенная форма глагола»
6) Дидактическая игра «Найди неопределенную форму глагола»
7) Итоги проверки теста
|
информационно-рецептивный
объяснительно-иллюстративный
практический
практический
метод
фронтальной организации учащихся
практический,
метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
метод
контроля
частично-поисковый,
практический
метод
взаимоконтроля
|
Чтение
правила, ответы на вопросы
Чтение
детьми упражнения и нахождение инфинитивов
Чтение
и разбор упражнения, 1ученик работает у доски, остальные в тетрадях
Учитель
читает глаголы, учащиеся выполняют упражнения
Учитель
объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют
Учащиеся
выполняют тест на листах
Учитель
читает стихотворение, учащиеся выписывают из него глаголы в неопределенной
форме, 1 ученик работает у доски
Контролеры
проверяют тест, знакомят учащихся с результатами
|
Прием
перифраза
Приемы
работы с тетрадью на печатной основе
Игровой
прием здоровьесбережения учащихся
Прием
работы с памяткой «Как найти неопределенную форму глагола», прием работы с
детьми с разным уровнем интеллектуальных способностей, прием познавательной
активности через творческое задание
Прием
тестирования
Игровой
прием
Прием
проверки работ контролерами
|
Учебник
Тетрадь
на печатной основе,
рабочая
тетрадь, ручка, доска
Магнитофон,
диск с записью музыки
Мультимедийная
презентация, карточкас творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка
Тестовые
листы, ручка
Тетрадь,
ручка
Тестовые
листы, ручка
|
Фронтальный,
фронтальный
Индивидуальный,
фронтальный
фронтальный
Индивидуальный,
парный
Индивидуальный
Фронтальный,
индивидуальный
Парный
|
Формирование
понятия «неопределенная форма глагола»
Формировать
умение распознавать глаголы неопределенной формы в тексте
Формирование
умения от инфинитива образовывать глаголы
прошедшего
времени, применение нового понятия в практической работе
Формирование
умения находить и образовывать инфинитив
Применения
понятия «неопределенная форма глагола» при выполнении теста
Применения
понятия «неопределенная форма глагола»
Активация
новых знаний
|
V Рефлексия
|
познавательно-рефлексивный
|
Учащиеся ставят знаки: +, -, ?
|
Прием письменной рефлексии
|
Цветные листочки, ручка
|
фронтальный
|
|
VI Итог урока
|
словесный
|
беседа
|
фронтальный
|
Активация
необходимых знаний о глаголе
|
||
VII Дифференцированное домашнее задание
|
Словесный, наглядный
|
Учитель объясняет выполнение домашнего задания
|
Прием свободы выбора задания
|
Мультимедийная презентация, дневники, ручки
|
фронтальный
|
|
VIII Выставление оценок
|
словесный
|
Учитель
выставляет и комментирует задания
|
Анализа
работы учащихся
|
Журнал,
ручка, дневники
|
Урок-коллоквиум: технологическая карта
Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады
Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
Название предмета:
|
Класс:
|
Урок №
|
Дата:
| |||||
Тема:
| ||||||||
Образовательные цели:
|
Углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по теме «…»
| |||||||
Развивающие цели:
|
Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли
| |||||||
Воспитательные цели:
|
Формирование умения «держать удар»
| |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела:
|
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий
| |||||||
Тип урока:
|
Коллоквиум
| |||||||
Основные термины и понятия:
| ||||||||
Межпредметные связи:
| ||||||||
Познавательные УУД:
|
При подготовке к коллоквиуму применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
| |||||||
Коммуникативные УУД:
|
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| |||||||
Регулятивные УУД:
|
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
| |||||||
Личностные УУД:
|
Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент
| |||||||
№
|
Этап урока
|
Форма/приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Ресурс
| |||
I
|
Подготовительный
|
Индивидуальная, самостоятельная работа
|
Подготавливает перечень вопросов для коллоквиума. В начале новой темы сообщает учащимся, что ее изучение завершится коллоквиумом. Доводит подготовленный список вопросов до сведения учащихся. Знакомит их с правилами проведения коллоквиума (если он проводится в первый раз). Сообщает о местонахождении нормативных документов (правила, требования, образцы и т.д.)
|
В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов
|
1) Вопросы для подготовки.
2) Правила проведения, регламент.
3) Образцы правильного оформления научного доклада
4) Критерии оценки
| |||
II
|
Организационный
|
Фронтальная
|
Сообщает тему коллоквиума. Формулирует цели его проведения. Напоминает правила проведения, регламент
|
Настраиваются на работу
|
ИД, оценочные листы, трибуна для докладчика, наглядный материал, подготовленный учителем
| |||
III
|
Блиц-опрос
|
Фронтальная
|
Задает вопросы, требующие простых мыслительных операций и позволяющие ответить быстро и достаточно кратко (задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, сравнению, различению и обобщению). Никого не вызывает
|
Отвечают по желанию. Если желающих несколько, отвечает тот, кто первый начал говорить. Остальные слушают, при необходимости дополняют, исправляют или возражают. Говорят все по очереди, не перебивают друг друга
|
ИД, наглядный материал, подготовленный учителем
| |||
IV
|
Слушание и обсуждение докладов
|
Фронтальная
|
Слушает выступления учащихся, задает уточняющие вопросы. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников
|
Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию
|
ИД, наглядный материал, подготовленный докладчиками
| |||
V
|
Заключительный
|
Фронтальная
|
Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.)
|
В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию
|
ИД, наглядно-демонстрационный материал
| |||
VI
|
Рефлексия
|
Индивидуальная
|
Заполняет оценочный лист
|
На подготовленном к коллоквиуму графе (карте знаний по теме) отмечают белые пятна (проблемные зоны), которые требуют дополнительной проработки. Оценивают каждый сам себя
|
Карты знаний
| |||
Фронтальная
|
Объявляет свою оценку ЗУН и СУД учащихся. Объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации
|
Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы
|
Оценочный лист
|
Лекция-гипертекст: технологическая карта
Гипертекст – многомерный текст со сложной иерархией, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков.
Урок-лекция – одна из возможных форм изучения нового материала Дидактической функцией такого урока является передача знаний, сведений. Но на лекции можно не только передавать знания, но и организовать самостоятельную деятельность учащихся, через представление материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм. На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Одной из таких форм является лекция-гипертекст, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание материала, способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации:
Название предмета:
|
Класс:
|
Урок №
|
Дата:
| |||||
Тема:
| ||||||||
Образовательные цели:
|
Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «…»..
Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала
| |||||||
Развивающие цели:
|
Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся
| |||||||
Воспитательные цели:
|
Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца
| |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела:
|
Урок изучения нового материала
| |||||||
Тип урока:
|
лекция - гипертекст
| |||||||
Основные термины и понятия:
| ||||||||
Межпредметные связи:
| ||||||||
Познавательные УУД:
|
Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; структурируют знания
| |||||||
Коммуникативные УУД:
|
Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| |||||||
Регулятивные УУД:
|
Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность
| |||||||
Личностные УУД:
|
Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)
| |||||||
№
|
Этап урока
|
Форма/приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Ресурс
| |||
I
|
Подготовительный
|
1. Подбирает текстовый материал (параграф учебника и/или материал из дополнительной литературы).
2. Готовит нужное количество экземпляров текста и заданий для контроля.
3. Готовит иллюстративный материал по теме урока
|
Делятся на группы (команды, экипажи и т.д.)
|
1. Текст для изучения.
2. Задания для контроля – тесты.
3. Изображения.
4. Фрагменты видеофильмов.
5. Слайды
| ||||
II
|
Организационный
|
Коллективная/фронтальная беседа
|
1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Совместно с учениками формулирует цель изучения темы.
3. Предъявляет текст для работы на уроке.
4. Настраивает класс на продуктивную деятельность
|
1. Готовятся к работе: организуют рабочее место.
2. Открывают нужный текст в учебнике либо получают подготовленный специально печатный текст
|
Текст для изучения
| |||
III
|
Центральный этап
|
1. Коллективная работа с учебником
|
1. Озвучивает гипертекст.
2. Сопровождает свой рассказ зарисовками, записями на доске (опорными сигналами), например, выписывает новые термины
|
Следят за монологом учителя по своим материалам, делают пометки
|
Текст
| |||
2. Индивидуальная, самостоятельная работа с текстом
|
Дает задание структурировать текст
|
1. Структурируют текст – делят текст на части, ищут границы между ними, выделяют главные мысли и дают названия разделам.
2. Усваивают логику изложения.
3. В тексте создают план изложения материала
|
Текст
| |||||
3. Взаимообучение в группах
|
1. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.
2. Предъявляет задание для групповой работы.
3. При необходимости (чтобы проговорить, рассмотреть весь текст) задает дополнительные вопросы, корректирует и консультирует учащихся
|
1. В течение 3-5 минут готовят 5-7 вопросов к тексту, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ.
2. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ
|
Текст
| |||||
4. Эвристическая беседа
|
1. Предъявляет следующее задание.
2. Участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала.
3. Координирует ход процесса.
4. Побуждает к высказыванию своего мнения.
5. Наблюдает за поведением участников, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
|
1. В течение 4-5 минут готовят несколько (3-5) вопросов к тексту, на которые в тексте нет прямого ответа, однако, понимая материал, на них можно дать ответ.
2. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят не в тексте, а в собственных мыслях.
3. Озвучивают ответы на неповторяющиеся вопросы
|
Текст
| |||||
IV
|
Контрольный
|
Самостоятельная индивидуальная работа
|
1. Подводит итог работы.
2. Раздает тестовые задания.
3. Информирует о технологии выполнения и оценивания тестов
|
1. Участвуют в коррекции ответов.
2. Выполняют тесты, содержащие задания разных уровней: на узнавание, понимание и применение информации
|
Разноуровневые тестовые задания
| |||
V
|
Домашнее задание
|
Фронтальная
|
Консультирует учащихся по типам, технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания
|
Получают индивидуальное домашнее задание
|
Учебник
Карточка индивидуального домашнего задания
| |||
VI
|
Рефлексия
|
Групповая рефлексия. Фронтальная беседа.
|
Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока
|
1. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.
2. Заполняют таблицу-опросник для групповой рефлексии
|
Таблица-опросник.
|
На основе материалов статьи: Лекция-гипертекст, как современный метод обучения. / Л П. Лошакова, – Народное образование № 2, 2001 год
Урок-экскурсия: технологическая карта
По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
Название предмета:
|
Класс:
|
Урок №
|
Дата:
| |||||
Тема:
| ||||||||
Образовательные цели:
|
1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….».
2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса
| |||||||
Развивающие цели:
|
1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.
2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации
| |||||||
Воспитательные цели:
|
1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда
| |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела:
| ||||||||
Тип урока:
|
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
| |||||||
Основные термины и понятия:
| ||||||||
Межпредметные связи:
| ||||||||
Познавательные УУД:
|
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
| |||||||
Коммуникативные УУД:
|
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия
| |||||||
Регулятивные УУД:
|
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
| |||||||
Личностные УУД:
|
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
| |||||||
№
|
Этап урока
|
Форма/приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Ресурс
| |||
I
|
Подготовительный
|
1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов.
2. Знакомится со специальной литературой.
3. Составляет подробный план экскурсии.
4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия.
5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся
|
На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии
|
1. Специальная литература по теме.
2. Учебник
| ||||
II
|
Организационный
|
Коллективная/фронтальная беседа
|
1. Сообщает учащимся о цели мероприятия.
2. Настраивает на плодотворную работу.
3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности)
|
Готовятся участвовать в мероприятии
| ||||
III
|
Центральный
а) начало маршрута
|
Вступительная беседа
|
Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов
|
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии
| ||||
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим...
|
Монолог с элементами беседы
|
Контролирует ход экскурсии
|
1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.
2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией
| |||||
в) Спроси у меня…
|
Фронтальная беседа
|
Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло
|
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии
| |||||
V.
|
Итоговый
|
Фронтальное обсуждение
|
1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.
2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала.
3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров
|
(источник: http://www.protema.ru/didactics/item/121-urok-ekskursiya-tehnologicheskaya-karta )
Технологическая карта урока-семинара.
Семинар – учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Основные действующие лица:
1. Докладчик.
2. Содокладчик.
3. Пара экспертов (учитель-ученик).
4. Провокатор.
5. Ученый (-ые).
6. Ассистент
Название предмета:
|
Класс:
|
Урок №
|
Дата:
| |||||
Тема:
| ||||||||
Образовательные цели:
|
Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала
| |||||||
Развивающие цели:
|
развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;
формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;
продолжить формирование познавательного интереса учащихся
| |||||||
Воспитательные цели:
|
воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца
| |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела:
|
Урок обобщения и систематизации знаний
| |||||||
Тип урока:
|
Семинар
| |||||||
Основные термины и понятия:
| ||||||||
Межпредметные связи:
| ||||||||
Познавательные УУД:
|
Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты
| |||||||
Коммуникативные УУД:
|
Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
| |||||||
Регулятивные УУД:
|
Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека
| |||||||
Личностные УУД:
|
Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
| |||||||
№
|
Этап урока
|
Форма/приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Ресурс
| |||
I
|
Подготовительный
|
Индивидуальная работа с источниками информации. Составление тезисов выступлений
|
Определяет тему семинара.
Подбирает основных действующих лиц.
Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре, критериями оценивания.
Составляет список вопросов и заданий к семинару. Фиксирует их в специальной таблице.
Проводит индивидуальные и групповые консультации.
Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий
|
Обсуждают предложенную тему семинара. Вместе с учителем намечают и обсуждают план подготовки. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы
|
Научно-популярная и учебная литература, ЭОР, ЦОР
| |||
II
|
Организационный
|
Коллективная/монолог
|
Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц
|
Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место
| ||||
III
|
Введение в занятие
|
Коллективная/монолог
|
Озвучивает тему семинара. Настраивает класс на продуктивную деятельность
|
Учащиеся получают шаблон обобщающей таблицы
|
Слайды
| |||
IV
|
Центральный этап
|
Коллективная/обмен информацией между участниками
|
Координирует ход процесса
|
Слушают выступление докладчика, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление
|
Видеофрагменты, изображения, таблицы
| |||
Наблюдает за поведением участников
|
Слушают выступление оппонента, который подготовил вопросы, являющиеся либо дискуссионными, неясными, либо интересными с различных точек зрения
| |||||||
Побуждает к высказыванию своего мнения
|
Обсуждают выступление оппонента и готовят вопросы ученому (или группе ученых).
| |||||||
Координирует ход процесса
|
Слушают ответы ученых на поставленные учащимися вопросы. Уточняют непонятные моменты
| |||||||
V
|
Обсуждение итогов
|
Коллективная/фронтальное обсуждение, запись в таблице
|
Участвует в экспертной оценке ответов ученых на вопросы учащихся. Подстраховывает экспертную оценку второго эксперта-учащегося.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
|
Основные понятия учащиеся фиксируют в тетрадях и заполняют обобщающую таблицу, принимают участие в итоговой беседе
|
Обобщающая таблица, конспект
| |||
VI
|
Рефлексия
|
Индивидуальная/ оценивание в таблице-шаблоне
|
Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока
|
Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Заполняют таблицу- опросник для групповой рефлексии
|
Таблица-шаблон, опросник
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий