Технологические карты


                    Á   Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта (ТК) —  новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС II поколения.
Обучение с использованием ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
                   Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату


Методическая подструктура урока
Признаки
решения
дидактических
задач
Дидактическая
структура
урока
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы
организации
деятельности
 I Организация класса
 словесный, мотивации учебной деятельности
 Чтение стихотворения учащимся, беседа
Игровой прием
 Образные представления
 фронтальный
 Активация знаний о глаголе как части речи
II Актуализация знаний
1)
Чистописание


2) Орфографическая минутка

наглядный


наглядный, словесный,
познавательный

Самостоятельная работа в тетради

Просмотр слайда, беседа, самостоятельная работа

Игровой прием: составь слово

Прием решения орфографических задач при списывании пословиц

Рабочая тетрадь, ручка, доска

Мультимедийная презентация, тетрадь, ручка

Фронтальный


фронтальный

Мотивация учебной деятельности

Активация грамматических понятий о глаголе, правил о безударных гласных
III Сообщение темы урока
1)      Постановка проблемы
2)      Поиск решения. Организация наблюдения за глаголами.
3)      Открытие нового
4)      Обобщение
проблемный
Наблюдение, дискуссия
Приемы создания проблемной ситуации и ее решения
Мультимедийная презентация
фронтальный
Целевая установка
IV Работа над новым материалом
1)      Работа над текстом определения


2) Работа с глаголами неопределенной формы в тетради на печатной основе


А) Распознавание глаголов неопределенной формы




Б) Образование от инфинитива прошедшего времени глаголов





3) Физминутка






4) Дифференцированное задание и творческое задание в паре












5) Тест по теме: «Неопределенная форма глагола»


6) Дидактическая игра «Найди неопределенную форму глагола»






7) Итоги проверки теста

информационно-рецептивный


объяснительно-иллюстративный



практический





практический







метод фронтальной организации учащихся



практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля











метод контроля




частично-поисковый, практический







метод взаимоконтроля

Чтение правила, ответы на вопросы






Чтение детьми упражнения  и нахождение инфинитивов


Чтение и разбор упражнения, 1ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Учитель читает глаголы, учащиеся выполняют упражнения


Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют








Учащиеся выполняют тест на листах


Учитель читает стихотворение, учащиеся выписывают из него глаголы в неопределенной форме, 1 ученик работает у доски

Контролеры проверяют тест, знакомят учащихся с результатами

Прием перифраза



Приемы работы с тетрадью на печатной основе
















Игровой прием здоровьесбережения учащихся




Прием работы с памяткой «Как найти неопределенную форму глагола», прием работы с детьми с разным уровнем интеллектуальных способностей, прием познавательной активности через творческое задание

Прием тестирования



Игровой прием








Прием проверки работ контролерами

Учебник



Тетрадь на печатной основе,
рабочая тетрадь, ручка, доска















Магнитофон, диск с записью музыки




Мультимедийная презентация, карточкас творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка








Тестовые листы, ручка




Тетрадь, ручка





Тестовые листы, ручка

Фронтальный,









фронтальный




Индивидуальный, фронтальный






фронтальный






Индивидуальный, парный













Индивидуальный




Фронтальный, индивидуальный







Парный
Формирование понятия «неопределенная форма глагола»








Формировать умение распознавать глаголы неопределенной формы в тексте

Формирование умения от инфинитива образовывать глаголы
прошедшего времени, применение нового понятия в практической работе








Формирование умения находить и образовывать инфинитив












Применения понятия «неопределенная форма глагола» при выполнении теста

Применения понятия «неопределенная форма глагола»
Активация новых знаний

V Рефлексия
познавательно-рефлексивный
Учащиеся ставят знаки: +, -, ?
Прием письменной рефлексии
Цветные листочки, ручка
фронтальный

VI Итог урока

словесный

беседа

фронтальный
Активация необходимых знаний о глаголе
VII Дифференцированное домашнее задание
Словесный, наглядный
Учитель объясняет выполнение домашнего задания
Прием свободы выбора задания
Мультимедийная презентация, дневники, ручки
фронтальный
VIII Выставление оценок
словесный
Учитель выставляет и комментирует задания
Анализа работы учащихся
Журнал, ручка, дневники


(ИСТОЧНИК: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/tekhnologicheskaya-karta-k-urokam-po-fgos

Урок-коллоквиум: технологическая карта

Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады
Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
Название предмета:
Класс:
Урок №
Дата:
Тема:

Образовательные цели:
Углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по теме «…»
Развивающие цели:
Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли
Воспитательные цели:
Формирование умения «держать удар»
Место урока в системе уроков данного раздела:
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий
Тип урока:
Коллоквиум
Основные термины и понятия:
Межпредметные связи:
Познавательные УУД:
При подготовке к коллоквиуму применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Регулятивные УУД:
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Личностные УУД:
Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент



Этап урока
Форма/приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурс
I
Подготовительный
Индивидуальная, самостоятельная работа
Подготавливает перечень вопросов для коллоквиума. В начале новой темы сообщает учащимся, что ее изучение завершится коллоквиумом. Доводит подготовленный список вопросов до сведения учащихся. Знакомит их с правилами проведения коллоквиума (если он проводится в первый раз). Сообщает о местонахождении нормативных документов (правила, требования, образцы и т.д.)
В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов
1) Вопросы для подготовки.
2) Правила проведения, регламент.
3) Образцы правильного оформления научного доклада
4) Критерии оценки
II
Организационный
Фронтальная
Сообщает тему коллоквиума. Формулирует цели его проведения. Напоминает правила проведения, регламент
Настраиваются на работу
ИД, оценочные листы, трибуна для докладчика, наглядный материал, подготовленный учителем
III
Блиц-опрос
Фронтальная
Задает вопросы, требующие простых мыслительных операций и позволяющие ответить быстро и достаточно кратко (задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, сравнению, различению и обобщению). Никого не вызывает
Отвечают по желанию. Если желающих несколько, отвечает тот, кто первый начал говорить. Остальные слушают, при необходимости дополняют, исправляют или возражают. Говорят все по очереди, не перебивают друг друга
ИД, наглядный материал, подготовленный учителем
IV
Слушание и обсуждение докладов
Фронтальная
Слушает выступления учащихся, задает уточняющие вопросы. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников
Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию
ИД, наглядный материал, подготовленный докладчиками
V
Заключительный
Фронтальная
Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.)
В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию
ИД, наглядно-демонстрационный материал
VI
Рефлексия
Индивидуальная
Заполняет оценочный лист
На подготовленном к коллоквиуму графе (карте знаний по теме) отмечают белые пятна (проблемные зоны), которые требуют дополнительной проработки. Оценивают каждый сам себя
Карты знаний
Фронтальная
Объявляет свою оценку ЗУН и СУД учащихся. Объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации
Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы
Оценочный лист

Лекция-гипертекст: технологическая карта

Гипертекст – многомерный текст со сложной иерархией, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков.
Урок-лекция – одна из возможных форм изучения нового материала Дидактической функцией такого урока является передача знаний, сведений. Но на лекции можно не только передавать знания, но и организовать самостоятельную деятельность учащихся, через представление материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм. На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Одной из таких форм является лекция-гипертекст, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание материала, способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации: 
Название предмета:
Класс:
Урок №
Дата:
Тема:

Образовательные цели:
Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «…»..
Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала
Развивающие цели:
Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся
Воспитательные цели:
Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца
Место урока в системе уроков данного раздела: 
Урок изучения нового материала
Тип урока: 
лекция - гипертекст 
Основные термины и понятия: 

Межпредметные связи: 

Познавательные УУД: 
Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; структурируют знания 
Коммуникативные УУД: 
Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 
Регулятивные УУД:
Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность
Личностные УУД:
Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач)






Этап урока
Форма/приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурс
I
Подготовительный

1. Подбирает текстовый материал (параграф учебника и/или материал из дополнительной литературы).
2. Готовит нужное количество экземпляров текста и заданий для контроля.
3. Готовит иллюстративный материал по теме урока
Делятся на группы (команды, экипажи и т.д.)
1. Текст для изучения.
2. Задания для контроля – тесты.
3. Изображения.
4. Фрагменты видеофильмов.
5. Слайды
II
Организационный
Коллективная/фронтальная беседа
1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Совместно с учениками формулирует цель изучения темы.
3. Предъявляет текст для работы на уроке.
4. Настраивает класс на продуктивную деятельность
1. Готовятся к работе: организуют рабочее место.
2. Открывают нужный текст в учебнике либо получают подготовленный специально печатный текст
Текст для изучения
III
Центральный этап
1. Коллективная работа с учебником
1. Озвучивает гипертекст.
2. Сопровождает свой рассказ зарисовками, записями на доске (опорными сигналами), например, выписывает новые термины
Следят за монологом учителя по своим материалам, делают пометки
Текст


2. Индивидуальная, самостоятельная работа с текстом
Дает задание структурировать текст
1. Структурируют текст – делят текст на части, ищут границы между ними, выделяют главные мысли и дают названия разделам.
2. Усваивают логику изложения.
3. В тексте создают план изложения материала
Текст


3. Взаимообучение в группах
1. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.
2. Предъявляет задание для групповой работы.
3. При необходимости (чтобы проговорить, рассмотреть весь текст) задает дополнительные вопросы, корректирует и консультирует учащихся
1. В течение 3-5 минут готовят 5-7 вопросов к тексту, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ.
2. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ
Текст


4. Эвристическая беседа
1. Предъявляет следующее задание.
2. Участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала.
3. Координирует ход процесса.
4. Побуждает к высказыванию своего мнения.
5. Наблюдает за поведением участников, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
1. В течение 4-5 минут готовят несколько (3-5) вопросов к тексту, на которые в тексте нет прямого ответа, однако, понимая материал, на них можно дать ответ.
2. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят не в тексте, а в собственных мыслях.
3. Озвучивают ответы на неповторяющиеся вопросы
Текст
IV
Контрольный
Самостоятельная индивидуальная работа
1. Подводит итог работы.
2. Раздает тестовые задания.
3. Информирует о технологии выполнения и оценивания тестов
1. Участвуют в коррекции ответов.
2. Выполняют тесты, содержащие задания разных уровней: на узнавание, понимание и применение информации
Разноуровневые тестовые задания
V
Домашнее задание
Фронтальная
Консультирует учащихся по типам, технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания
Получают индивидуальное домашнее задание
Учебник
Карточка индивидуального домашнего задания
VI
Рефлексия
Групповая рефлексия. Фронтальная беседа.
Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока
1. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.
2. Заполняют таблицу-опросник для групповой рефлексии
Таблица-опросник.

На основе материалов статьи: Лекция-гипертекст, как современный метод обучения. / Л П. Лошакова, – Народное образование № 2, 2001 год

Урок-экскурсия: технологическая карта

По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
Название предмета:
Класс:
Урок №
Дата:
Тема:
Образовательные цели:
1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….».
2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса
Развивающие цели:
1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.
2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации
Воспитательные цели:
1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда
Место урока в системе уроков данного раздела:
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
Основные термины и понятия:
Межпредметные связи:
Познавательные УУД:
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия
Регулятивные УУД:
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
Личностные УУД:
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
Этап урока
Форма/приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурс
I
Подготовительный
1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов.
2. Знакомится со специальной литературой.
3. Составляет подробный план экскурсии.
4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия.
5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся
На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии
1. Специальная литература по теме.
2. Учебник
II
Организационный
Коллективная/фронтальная беседа
1. Сообщает учащимся о цели мероприятия.
2. Настраивает на плодотворную работу.
3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности)
Готовятся участвовать в мероприятии
III
Центральный
а) начало маршрута
Вступительная беседа
Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим...
Монолог с элементами беседы
Контролирует ход экскурсии
1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.
2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией
в) Спроси у меня…
Фронтальная беседа
Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии
V.
Итоговый
Фронтальное обсуждение
1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.
2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала.
3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров

 (источник: http://www.protema.ru/didactics/item/121-urok-ekskursiya-tehnologicheskaya-karta )

Технологическая карта урока-семинара.

Семинар – учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Основные действующие лица:
1. Докладчик.
2. Содокладчик.
3. Пара экспертов (учитель-ученик).
4. Провокатор.
5. Ученый (-ые).
6. Ассистент
Название предмета:
Класс:
Урок №
Дата:
Тема:

Образовательные цели:
Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала
Развивающие цели:
развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;
формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;
продолжить формирование познавательного интереса учащихся
Воспитательные цели:
воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца
Место урока в системе уроков данного раздела:
Урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока:
Семинар
Основные термины и понятия:
Межпредметные связи:  
Познавательные УУД:  
Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты
Коммуникативные УУД:  
Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
Регулятивные УУД:
Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека
Личностные УУД:
Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний



Этап урока
Форма/приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурс
I
Подготовительный
Индивидуальная работа с источниками информации. Составление тезисов выступлений
Определяет тему семинара.
Подбирает основных действующих лиц.
Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре, критериями оценивания.
Составляет список вопросов и заданий к семинару. Фиксирует их в специальной таблице.
Проводит индивидуальные и групповые консультации.
Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий
Обсуждают предложенную тему семинара. Вместе с учителем намечают и обсуждают план подготовки. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы
Научно-популярная и учебная литература, ЭОР, ЦОР
II
Организационный
Коллективная/монолог
Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц
Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место
III
Введение в занятие
Коллективная/монолог
Озвучивает тему семинара. Настраивает класс на продуктивную деятельность
Учащиеся получают шаблон обобщающей таблицы
Слайды
IV
Центральный этап
Коллективная/обмен информацией между участниками
Координирует ход процесса
Слушают выступление докладчика, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление
Видеофрагменты, изображения, таблицы
Наблюдает за поведением участников
Слушают выступление оппонента, который подготовил вопросы, являющиеся либо дискуссионными, неясными, либо интересными с различных точек зрения
Побуждает к высказыванию своего мнения
Обсуждают выступление оппонента и готовят вопросы ученому (или группе ученых).
Координирует ход процесса
Слушают ответы ученых на поставленные учащимися вопросы. Уточняют непонятные моменты
V
Обсуждение итогов
Коллективная/фронтальное обсуждение, запись в таблице
Участвует в экспертной оценке ответов ученых на вопросы учащихся. Подстраховывает экспертную оценку второго эксперта-учащегося.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Основные понятия учащиеся фиксируют в тетрадях и заполняют обобщающую таблицу, принимают участие в итоговой беседе
Обобщающая таблица, конспект
VI
Рефлексия
Индивидуальная/ оценивание в таблице-шаблоне
Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока
Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Заполняют таблицу- опросник для групповой рефлексии
Таблица-шаблон, опросник

Комментариев нет:

Отправить комментарий